На стрежне жизни

 

КрасноярскГЭСстрой
(Из дневника)

… Ясный солнечный день на Енисее. Начальник изыскательской партии, что базировалась в Красноярске,  дает задание геодезисту, тогда 30-летнему молодому специалисту (пять лет назад окончивший энерготехникум) Николаю Данилову побывать в Шумихе, а значит, пробить, проложить первотропный маршрут.

Шумиха – это таежная заимка, где летом журчит левобережный горный ручей с таким же названием, впадающий в Енисей. Там, вопреки московским изыскателям, ленинградские исследователи намерены были вести  работы по выбору створа Красноярской ГЭС.

Николай, привычно пристроив рюкзак за плечами, стал на лыжи и покатил по замерзшему Енисею. Ни ду-ши! Солнце, снег, лед, да таежная ширь. Почти пятьдесят километров пришлось бежать почти с самого раннего-ранья.  Вот слева остались Слизнево, Овсянка, выступающий из реки горный Манский Бык, и промелькнул притихший скит. Настроение бодрое, приподнятое, хотя и усталость ударяла в ноги.

Хотя и короткий был февральский день 1955 года, но Николай Данилов всё же прошёл заданным маршрутом к сумеркам. Здравствуй, Шумиха!

Через несколько дней то же расстояние покорил и 25-летний инженер-геолог Олег Луцевич. Если Николаю Данилову, как геодезисту, надо было «привязаться» к местности,  определить при помощи теодолита координаты будущего объекта, что поднимется в створе, то Олегу Луцевичу требовалось «прощупать» скальные берега реки. Надежная ли там порода?

 А следом за первопроходцами в Шумиху потянулись буровики, коллекторы, гидрологи…

Закипела работа.

Довольно сложно решался вопрос, какому быть створу: у Собакина Быка или Шумихинскому?

По сути дела соревновались две школы – московская и ленинградская.  Спор решился на коллегии Министерства строительства электростанций.  На нём присутствовали весьма авторитетные академики – гидротехники Александр Васильевич Винтер и Сергей Яковлевич Жук.

Собственно говоря, из чего выбирать? Створ один – Шумихинский. Старый створ не годится: скальные породы оказались слабыми для основания плотины, и для ее боковых примыканий.

Николай Данилов и Олег Луцевич ликовали, видимо, больше всех, потому что Шумихинский створ заворожил их с первой же минуты.

И вскоре коренным  образом изменилась патриархальная жизнь в доселе неизвестном миру  таежном углу Красноярья. Созданная специализированная  строительно – монтажная организация министерства –«КрасноярскГЭСстрой»  приступила к работам на первом энергообъекте Енисейского каскада.

Так через всю жизнь и геодезиста, и геолога, проляжет,  протечет Енисей, связав судьбы изыскателей с коллективом Управления строительства «КрасноярскГЭСстрой»…

…Две даты в истории «КрасноярскГЭСстроя» - 1959 и 1966 годы – важны не бетоном, не монтажом, не тысячами перевезенных кубометров гравия или скалы, но тем не менее очень знаменательных, без  чего строительство ни Красноярской, ни Саяно-Шушенской ГЭС не воспринимались бы так ярко. В 1959 году в клубе «Строитель» в Дивногорске и собрались молодые самодеятельные литераторы строительства первенца Енисейского каскада, а 6 июня 1966 года родилось литературное объединение «Стрежень».

Геодезист Николай Данилов  стал первопроходцем  и при выборе створа для Саяно-Шушенской ГЭС…

Олесь Грек 


 

Комментарии