К портрету Владимира Балашова


Свидетельство из  архива:

Свидетельство из архива
(Литературное приложение к газете «Саянские ведомости» № 3 (24, май 2007 г.):

В марте этого года Союз фотохудожников России пополнился ещё двумя новыми членами – абаканцем Владимиром Плотниковым и майнцем Владимиром Балашовым. Отбор из большого числа претендентов и утверждение проводились в Москве, так что признание профессионализма проходило, в буквальном смысле слова, авторитетно и на всероссийском уровне. Журналист нашей газеты Татьяна Мельникова взяла интервью у Владимира Балашова.


 

ФОТОГРАФИЯ – ЭТО ЧТОБЫ ЖИТЬ БЫЛО НЕ СКУЧНО

 

- Владимир Борисович, когда Вы взяли первый раз в руки фотоаппарат?

- Это случилось во втором, кажется, классе. Родители по моей просьбе купили камеру «Смена-2». До сих пор помню запах кожаного чехла, серебристый блеск объектива, чёрный рифлёный корпус с хромированными кнопками и рычажками… Тот божественный запах первого фотоаппарата вот уже полвека ассоциируется для меня с фотографией вообще.

- А через какое время получили первые удовлетворительные фотографии?

- Конечно же, далеко не сразу. Хорошо ещё, что сосед по ленинградской коммунальной квартире имел кой-какие навыки. Благодаря ему я довольно быстро, а не методом «тыка», уяснил, что такое диафрагма и выдержка. Под его руководством проявлял первую собственноручно отснятую фотоплёнку, и сосед же сгладил мой первый шок. Увидел я вперемежку что-то либо очень чёрное, либо прозрачное, с непонятными мутными пятнами. И навсегда уяснил, что фотография – дело очень не простое... В общем, взял после этого в библиотеке книгу по теории и практике – и стал внимательно читать. Ведь кроме самого фотографирования пришлось разбираться с химическими процессами, с приёмами фотопечати, а уж потом с художественным осмыслением сделанных «шедевров»… Это сейчас подход у большинства такой: купил «мыльницу» – и ты уже фотограф. А тогда бытовала народная мудрость: «Хочешь разорить друга – купи ему фотоаппарат!»

- Сколько же времени ушло на постижение науки и достижение достаточно высокого уровня?

- Сейчас уже трудно сказать. Но процесс, как говорится, пошёл – плёнки становились всё качественнее, а фотографии всё четче и зрительней. Наступил период, когда меня уже «напрягали» не столько выдержка и диафрагма, сколько сюжет и композиция. Глядя на мои несомненные успехи, в пятом или шестом классе мне купили зеркальную камеру «Зенит-3М» - один из лучших в то время отечественных фотоаппаратов. Это как с автомобиля «Запорожец» пересесть в «Волгу». Так что вплоть до окончания школы я считался одним из лучших фотографов среди параллельных классов. Учителя и старшеклассники не в счёт, потому как с полной уверенностью утверждать не могу…

- После школы все делают профессиональный выбор. У Вас не возникало желания посвятить себя фотографии?

- Профессиональная фотография тогда воспринималась как работа в фотоателье. А настоящие фотохудожники – как что-то заоблачное и недостижимое. Я их и в глаза-то никогда не видел, несмотря на то, что жил в Ленинграде. Да и пользовались они вовсе не отечественной аппаратурой, и фотоматериалы покупали не в обычных магазинах. Так что я, не помышляя об ином, поступил учиться в Ленинградский институт авиационного приборостроения.

- Но, как я понимаю, фотографией заниматься не перестали?

- Друг-фотоаппарат всегда оставался со мной, хотя снимал в то время всё больше «по случаю». Зато когда со второго курса сорвался в первую свою экспедицию в Казахстан, тут все изменилось – и больше я свой «Зенит» из рук уже не выпускал. Новые места, разные виды работ, разные люди. Приходилось снимать для многочисленных технических отчётов… Но, опять же, как и большинство владельцев фотоаппарата, делал это с удовольствием, но без воспламеняющей душу страсти. Наверное, так и остался бы в статусе обыкновенного фотографа-любителя, если бы здесь, в Саянах, меня не «зажёг» Виталий Ян. Уже тогда, три десятка лет назад, он считался в Саяногорске мастером чёрно-белой фотографии и вёл студию «Творчество» для начинающих фотохудожников. Познакомились как-то случайно, хотя, как я сейчас думаю, случайных встреч и знакомств в жизни не бывает. Года полтора я занимался с пацанами и девчонками, перенимая у Виталия разные технические и творческие хитрости. Стал сам составлять растворы, проявлять слайды, делать над экспонируемой фотобумагой различные пассы руками и масками из чёрной бумаги… Работа с цветом в то время – это уже довольно высокая ступень мастерства. Мои фотографии стали часто печатать в газетах «Огни Саян» и «Хакасия», впервые принял участие в коллективных фотовыставках…

- Значит, Виталия Яна можно назвать Вашим учителем?

- И да, и нет. В большей степени своим учителем я считаю другого фотохудожника – Валерия Блинова. Когда в 1997 году, после закрытия Комплексной экспедиции № 7 Ленгидропроекта - в которой я проработал почти три десятка лет - меня пригласили работать на СШ ГЭС, то сразу же довелось заняться разработкой рекламно-имиджевого проспекта об гидроэнергокомплексе. Привлекли меня как писателя, и с текстами у меня проблем не было, а вот нужных фотографий катастрофически не хватало. Именно художественных, потому как, с моей точки зрения, не столько информативные тексты, сколько хорошие фотографии делают проспект привлекательным для любого уровня читателей. В 2000-ом году меня перевели на должность пресс-секретаря – и я сразу же попросил приобрести для меня цифровой диктофон и современный плёночный фотоаппарат «Сanon». Это была просто «песня»! Автоматические определение выдержки и наводка на резкость, трёхкратный зум… Я его какое-то время вообще из рук не выпускал: снимал и ГЭС с разных точек, и производственные процессы, и события, и портреты. В общем, как говорится, дорвался до хорошей техники и до настоящей натуры. Весь предыдущий опыт проснулся – и сразу поднял меня на вполне профессиональную ступень фотографа. Но, ещё не фотохудожника… Планы и проекты росли и ширились, а вот опыта компьютерного дизайна у меня не было вообще. В издательствах же не всегда делали так, как мне хотелось, поэтому я попросил директора принять в пресс-службу Валерия Блинова.

- Попросили принять конкретно его?

- Да, именно его. У нас до этого уже состоялась одна совместная работа: я искал оформителя для книги «Медвежья кровь, или экстрим по-саянски», а Валера тогда работал в «Фюзисе». С первой попытки он сделал именно то оформление, какое мне хотелось.

- Насколько я знаю, Блинов еще не был тогда членом Союза фотохудожников России?

- Тогда в Саяногорске о таком даже никто ещё и не помышлял. Первой вступила Татьяна Немкова, имевшая тогда самую шикарную в городе аппаратуру и компьютерные программы. Приехала в Москву, устроила выставку – и покорила профессионалов экзотикой Саян. Валера же взял этот заветный рубеж не сибирскими пейзажами, а высочайшим лиризмом и сложными техническими приёмами. За 3 года, что мы работаем вместе, я эти приёмы и компьютерные программы так полностью и не освоил – слишком напряжённой является работа в должности руководителя пресс-службы. Но он разбудил во мне некий дух соревновательности, без которого настоящее творчество просто невозможно. Ведь зазнайство, переоценка своего места в среде себе подобных – это конец! Как только ты посчитал, что делаешь лучше других, и перестал карабкаться вверх – тебя тут же обойдут. И ты уже за чьей-то спиной. А потом попробуй – догони! У многих руки опускаются, интерес пропадает. Вторым быть не хочется, а искать снова собственную дорожку в тернистых дебрях самовыражения – это же в несколько раз тяжелее! Любое творчество, будь то фотография, литература, живопись, музыка – оно до тех пор «для себя», пока в лидерах не побываешь. Потом без борьбы за лидерство уже и жить не интересно. Лукавят все, кто говорит «для себя»! Сколько известных авторов – талантливых и даже гениальных – спились, сойдя с дистанции. Тут остаётся только один выход: у самого сил не осталось – воспитай ученика, который тебя заменит. Хотя, это я, пожалуй, уже и не по теме? Как писали Ильф и Петров: «И тут Остапа понесло…»

- Если эту тему подхватить, то сразу возникает вопрос: Вас не огорчает, что, как фотохудожника, вас знают лишь в Саяногорске и, может быть, не так далеко за его пределами?

- Пока не огорчает. А в Хакасии фотохудожников не так уж и много – можно по пальцам пересчитать. Причём примерно половина – именно в Саяногорске. Фотохудожник – это тот, кто нашел свою творческую нишу. Я пока что в фотовыражении «всеяден»! Но у меня есть индивидуальная ниша – я «двоеборец», совмещающий фотографию с литературой. В том же фотоальбоме «Енисей – река жизни», который мы сделали с Блиновым, я одновременно в двух измерениях. Что лучше удалось – не мне судить, но, при любом раскладе, останусь лучшим писателем среди фотохудожников, и лучшим фотохудожником среди писателей.

- А не возникало мысли, что с приёмом в Союз фотохудожников Вам просто немного повезло?

- Это мой третий профессиональный Союз, и каждый приём я воспринимал не как какую-то награду, а как поощрение с одновременной придачей ускорения посредством… Ну, сами понимаете! Награда, это когда получил – и успокоился. И дальше можно ничего не делать, только починать на лаврах. А тут каждый раз после приёма чувствуешь себя обязанным, даже коришь себя за некоторую «творческую леность». Так, наверное, в цирке поощряют у животных склонность к обучению, и направляют по правильному пути к мастерству…

- Владимир Борисович, Вы, должно быть, в Хакасии рекордсмен по членству в профессиональных творческих союзах? В какой вступить было труднее всего?

- Труднее всего, конечно же, было вступить в Союз писателей России. В начале 1994 года ещё были очень сильны традиции социалистические, недаром в том членском удостоверении, которое я до сих пор храню, написано «Союз писателей СССР». Да и рекомендации для вступления были очень серьёзные: Первого всероссийского совещания молодых писателей России и таких известных писателей как Пётр Проскурин и эвенк Николай Шундик. В Союз журналистов России приняли в 2003 году, можно сказать, автоматически - после того, как пресс-служба, которой я руковожу, завоевала диплом Общероссийской академии энергожурналистики «ПЕГАЗ», как лучшая по совокупности среди служб всех топливно-энергетических компаний. На первый взгляд, очень легко, если не считать, что в декабре этого года исполняется уже 5 лет газете «Вестник СШ ГЭС» редактором которой и журналистом, по совместительству, я являюсь.

- Вернемся к последнему членству: какой-то приоритет в фотографии Вы все-таки для себя определили?

- Наверное удивлю, но пока ещё не определился. За два года в Саяногорске состоялись две мои персональные выставки под названием «Лица друзей», на которых были выставлены портреты. Но ведь здешняя природа никого не может оставить равнодушным, поэтому очень хочу делать фотокниги о путешествиях по Саянам. Их пока так мало выходит из печати…

- Говорят, что природа на детях «отдыхает». Как обстоят дела с творчеством в Вашей семье?

- Эта теория, наверняка, выдумана бездарями, или в оправдание собственной лени. На самом деле гены передаются – примером тому могут служить дети известных актёров, певцов и художников, принявшие творческую эстафету от родителей. Моя дочь Руслана – модельер по коже, и творит из нее уникальные изделия, но когда я вижу её миниатюры из пластики, то, честно говоря, чувствую себя обыкновенным ремесленником. Сейчас её первая большая выставка экспонируется в Саяногорском краеведческом музее. Жаль, конечно, что нашему талантливому Саяногорску недостает выхода на широкую российскую аудиторию. До революции в России процветало меценатство, при советской власти своих талантов пропагандировали местные партийные власти, а сейчас имеющих деньги может заинтересовать только то, что приносит большие барыши. Но, как гласит народная мудрость: «Певчая птица не даёт мяса».

- И напоследок: как новоиспеченный мэтр, что бы Вы пожелали фотолюбителям Саяногорска?

- Думаю, что мои пожелания и советы будут достаточно банальными, но, повторюсь: фотография – это, конечно, искусство. Но это ещё и огромный труд. И как в освоении любой профессии, здесь нельзя перескочить, например, со второго разряда сразу на шестой. Даже если у вас случаются настоящие удачи. Так что если зацепило за душу творчество – идите к цели последовательно и целенаправленно. Единственный путь ускорить этот путь – это если вам повезёт с учителем, как мне, например. Главное же, чтобы была в жизни цель, тогда и жить интереснее…

 Из сборника "Наследие"

Комментарии