К портрету Владимира Балашова
Свидетельство из архива:
В марте этого года Союз фотохудожников России пополнился ещё двумя новыми членами – абаканцем Владимиром Плотниковым и майнцем Владимиром Балашовым. Отбор из большого числа претендентов и утверждение проводились в Москве, так что признание профессионализма проходило, в буквальном смысле слова, авторитетно и на всероссийском уровне. Журналист нашей газеты Татьяна Мельникова взяла интервью у Владимира Балашова.
ФОТОГРАФИЯ – ЭТО ЧТОБЫ ЖИТЬ БЫЛО НЕ СКУЧНО
- Владимир Борисович, когда Вы взяли первый раз в руки
фотоаппарат?
- Это случилось во втором,
кажется, классе. Родители по моей просьбе купили камеру «Смена-2». До сих пор
помню запах кожаного чехла, серебристый блеск объектива, чёрный рифлёный корпус
с хромированными кнопками и рычажками… Тот божественный запах первого
фотоаппарата вот уже полвека ассоциируется для меня с фотографией вообще.
- А через какое время получили первые
удовлетворительные фотографии?
- Конечно же, далеко не
сразу. Хорошо ещё, что сосед по ленинградской коммунальной квартире имел
кой-какие навыки. Благодаря ему я довольно быстро, а не методом «тыка», уяснил,
что такое диафрагма и выдержка. Под его руководством проявлял первую собственноручно
отснятую фотоплёнку, и сосед же сгладил мой первый шок. Увидел я вперемежку
что-то либо очень чёрное, либо прозрачное, с непонятными мутными пятнами. И
навсегда уяснил, что фотография – дело очень не простое... В общем, взял после
этого в библиотеке книгу по теории и практике – и стал внимательно читать. Ведь
кроме самого фотографирования пришлось разбираться с химическими процессами, с
приёмами фотопечати, а уж потом с художественным осмыслением сделанных
«шедевров»… Это сейчас подход у большинства такой: купил «мыльницу» – и ты уже
фотограф. А тогда бытовала народная мудрость: «Хочешь разорить друга – купи ему
фотоаппарат!»
- Сколько же времени ушло на постижение науки и
достижение достаточно высокого уровня?
- Сейчас уже трудно
сказать. Но процесс, как говорится, пошёл – плёнки становились всё
качественнее, а фотографии всё четче и зрительней. Наступил период, когда меня
уже «напрягали» не столько выдержка и диафрагма, сколько сюжет и композиция.
Глядя на мои несомненные успехи, в пятом или шестом классе мне купили
зеркальную камеру «Зенит-3М» - один из лучших в то время отечественных
фотоаппаратов. Это как с автомобиля «Запорожец» пересесть в «Волгу». Так что
вплоть до окончания школы я считался одним из лучших фотографов среди
параллельных классов. Учителя и старшеклассники не в счёт, потому как с полной
уверенностью утверждать не могу…
- После школы все делают профессиональный выбор. У Вас
не возникало желания посвятить себя фотографии?
- Профессиональная
фотография тогда воспринималась как работа в фотоателье. А настоящие
фотохудожники – как что-то заоблачное и недостижимое. Я их и в глаза-то никогда
не видел, несмотря на то, что жил в Ленинграде. Да и пользовались они вовсе не
отечественной аппаратурой, и фотоматериалы покупали не в обычных магазинах. Так
что я, не помышляя об ином, поступил учиться в Ленинградский институт
авиационного приборостроения.
- Но, как я понимаю, фотографией заниматься не
перестали?
- Друг-фотоаппарат всегда
оставался со мной, хотя снимал в то время всё больше «по случаю». Зато когда со
второго курса сорвался в первую свою экспедицию в Казахстан, тут все изменилось
– и больше я свой «Зенит» из рук уже не выпускал. Новые места, разные виды
работ, разные люди. Приходилось снимать для многочисленных технических отчётов…
Но, опять же, как и большинство владельцев фотоаппарата, делал это с
удовольствием, но без воспламеняющей душу страсти. Наверное, так и остался бы в
статусе обыкновенного фотографа-любителя, если бы здесь, в Саянах, меня не
«зажёг» Виталий Ян. Уже тогда, три десятка лет назад, он считался в Саяногорске
мастером чёрно-белой фотографии и вёл студию «Творчество» для начинающих
фотохудожников. Познакомились как-то случайно, хотя, как я сейчас думаю,
случайных встреч и знакомств в жизни не бывает. Года полтора я занимался с
пацанами и девчонками, перенимая у Виталия разные технические и творческие
хитрости. Стал сам составлять растворы, проявлять слайды, делать над
экспонируемой фотобумагой различные пассы руками и масками из чёрной бумаги…
Работа с цветом в то время – это уже довольно высокая ступень мастерства. Мои
фотографии стали часто печатать в газетах «Огни Саян» и «Хакасия», впервые
принял участие в коллективных фотовыставках…
- Значит, Виталия Яна можно назвать Вашим учителем?
- И да, и нет. В большей
степени своим учителем я считаю другого фотохудожника – Валерия Блинова. Когда
в 1997 году, после закрытия Комплексной экспедиции № 7 Ленгидропроекта - в
которой я проработал почти три десятка лет - меня пригласили работать на СШ
ГЭС, то сразу же довелось заняться разработкой рекламно-имиджевого проспекта об
гидроэнергокомплексе. Привлекли меня как писателя, и с текстами у меня проблем
не было, а вот нужных фотографий катастрофически не хватало. Именно
художественных, потому как, с моей точки зрения, не столько информативные
тексты, сколько хорошие фотографии делают проспект привлекательным для любого
уровня читателей. В 2000-ом году меня перевели на должность пресс-секретаря – и
я сразу же попросил приобрести для меня цифровой диктофон и современный
плёночный фотоаппарат «Сanon». Это была
просто «песня»! Автоматические определение выдержки и наводка на резкость,
трёхкратный зум… Я его какое-то время вообще из рук не выпускал: снимал и ГЭС с
разных точек, и производственные процессы, и события, и портреты. В общем, как
говорится, дорвался до хорошей техники и до настоящей натуры. Весь предыдущий
опыт проснулся – и сразу поднял меня на вполне профессиональную ступень
фотографа. Но, ещё не фотохудожника… Планы и проекты росли и ширились, а вот
опыта компьютерного дизайна у меня не было вообще. В издательствах же не всегда
делали так, как мне хотелось, поэтому я попросил директора принять в
пресс-службу Валерия Блинова.
- Попросили принять конкретно его?
- Да, именно его. У нас до
этого уже состоялась одна совместная работа: я искал оформителя для книги
«Медвежья кровь, или экстрим по-саянски», а Валера тогда работал в «Фюзисе». С
первой попытки он сделал именно то оформление, какое мне хотелось.
- Насколько я знаю, Блинов еще не был тогда членом
Союза фотохудожников России?
- Тогда в Саяногорске о
таком даже никто ещё и не помышлял. Первой вступила Татьяна Немкова, имевшая
тогда самую шикарную в городе аппаратуру и компьютерные программы. Приехала в
Москву, устроила выставку – и покорила профессионалов экзотикой Саян. Валера же
взял этот заветный рубеж не сибирскими пейзажами, а высочайшим лиризмом и
сложными техническими приёмами. За 3 года, что мы работаем вместе, я эти приёмы
и компьютерные программы так полностью и не освоил – слишком напряжённой
является работа в должности руководителя пресс-службы. Но он разбудил во мне
некий дух соревновательности, без которого настоящее творчество просто
невозможно. Ведь зазнайство, переоценка своего места в среде себе подобных –
это конец! Как только ты посчитал, что делаешь лучше других, и перестал
карабкаться вверх – тебя тут же обойдут. И ты уже за чьей-то спиной. А потом
попробуй – догони! У многих руки опускаются, интерес пропадает. Вторым быть не
хочется, а искать снова собственную дорожку в тернистых дебрях самовыражения –
это же в несколько раз тяжелее! Любое творчество, будь то фотография,
литература, живопись, музыка – оно до тех пор «для себя», пока в лидерах не
побываешь. Потом без борьбы за лидерство уже и жить не интересно. Лукавят все,
кто говорит «для себя»! Сколько известных авторов – талантливых и даже
гениальных – спились, сойдя с дистанции. Тут остаётся только один выход: у
самого сил не осталось – воспитай ученика, который тебя заменит. Хотя, это я,
пожалуй, уже и не по теме? Как писали Ильф и Петров: «И тут Остапа понесло…»
- Если эту тему подхватить, то сразу возникает вопрос:
Вас не огорчает, что, как фотохудожника, вас знают лишь в Саяногорске и, может
быть, не так далеко за его пределами?
- Пока не огорчает. А в
Хакасии фотохудожников не так уж и много – можно по пальцам пересчитать. Причём
примерно половина – именно в Саяногорске. Фотохудожник – это тот, кто нашел
свою творческую нишу. Я пока что в фотовыражении «всеяден»! Но у меня есть
индивидуальная ниша – я «двоеборец», совмещающий фотографию с литературой. В
том же фотоальбоме «Енисей – река жизни», который мы сделали с Блиновым, я
одновременно в двух измерениях. Что лучше удалось – не мне судить, но, при
любом раскладе, останусь лучшим писателем среди фотохудожников, и лучшим
фотохудожником среди писателей.
- А не возникало мысли, что с приёмом в Союз
фотохудожников Вам просто немного повезло?
- Это мой третий
профессиональный Союз, и каждый приём я воспринимал не как какую-то награду, а
как поощрение с одновременной придачей ускорения посредством… Ну, сами понимаете!
Награда, это когда получил – и успокоился. И дальше можно ничего не делать,
только починать на лаврах. А тут каждый раз после приёма чувствуешь себя
обязанным, даже коришь себя за некоторую «творческую леность». Так, наверное, в
цирке поощряют у животных склонность к обучению, и направляют по правильному
пути к мастерству…
- Владимир Борисович, Вы, должно быть, в Хакасии
рекордсмен по членству в профессиональных творческих союзах? В какой вступить
было труднее всего?
- Труднее всего, конечно
же, было вступить в Союз писателей России. В начале 1994 года ещё были очень
сильны традиции социалистические, недаром в том членском удостоверении, которое
я до сих пор храню, написано «Союз писателей СССР». Да и рекомендации для
вступления были очень серьёзные: Первого всероссийского совещания молодых
писателей России и таких известных писателей как Пётр Проскурин и эвенк Николай
Шундик. В Союз журналистов России приняли в 2003 году, можно сказать,
автоматически - после того, как пресс-служба, которой я руковожу, завоевала
диплом Общероссийской академии энергожурналистики «ПЕГАЗ», как лучшая по
совокупности среди служб всех топливно-энергетических компаний. На первый
взгляд, очень легко, если не считать, что в декабре этого года исполняется уже
5 лет газете «Вестник СШ ГЭС» редактором которой и журналистом, по
совместительству, я являюсь.
- Вернемся к последнему членству: какой-то приоритет в
фотографии Вы все-таки для себя определили?
- Наверное удивлю, но пока
ещё не определился. За два года в Саяногорске состоялись две мои персональные
выставки под названием «Лица друзей», на которых были выставлены портреты. Но
ведь здешняя природа никого не может оставить равнодушным, поэтому очень хочу
делать фотокниги о путешествиях по Саянам. Их пока так мало выходит из печати…
- Говорят, что природа на детях «отдыхает». Как
обстоят дела с творчеством в Вашей семье?
- Эта теория, наверняка,
выдумана бездарями, или в оправдание собственной лени. На самом деле гены
передаются – примером тому могут служить дети известных актёров, певцов и
художников, принявшие творческую эстафету от родителей. Моя дочь Руслана –
модельер по коже, и творит из нее уникальные изделия, но когда я вижу её
миниатюры из пластики, то, честно говоря, чувствую себя обыкновенным
ремесленником. Сейчас её первая большая выставка экспонируется в Саяногорском
краеведческом музее. Жаль, конечно, что нашему талантливому Саяногорску
недостает выхода на широкую российскую аудиторию. До революции в России
процветало меценатство, при советской власти своих талантов пропагандировали
местные партийные власти, а сейчас имеющих деньги может заинтересовать только
то, что приносит большие барыши. Но, как гласит народная мудрость: «Певчая
птица не даёт мяса».
- И напоследок: как новоиспеченный мэтр, что бы Вы
пожелали фотолюбителям Саяногорска?
- Думаю, что мои пожелания
и советы будут достаточно банальными, но, повторюсь: фотография – это, конечно,
искусство. Но это ещё и огромный труд. И как в освоении любой профессии, здесь
нельзя перескочить, например, со второго разряда сразу на шестой. Даже если у
вас случаются настоящие удачи. Так что если зацепило за душу творчество – идите
к цели последовательно и целенаправленно. Единственный путь ускорить этот путь
– это если вам повезёт с учителем, как мне, например. Главное же, чтобы была в
жизни цель, тогда и жить интереснее…
Комментарии
Отправить комментарий